Курья  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Советы ученикам


1. Природа — открытая книга.

Смотри, думай, делай выводы. Ответ на вопрос — почему в природе все устроено именно так, а не иначе - многое проясняет для того, кто его задает.
Принцип природосообразности - важнейший в дидактике. Он обя¬зывает человека согласоваться с природой.
В обучении ничего не должно быть такого, что противоречит приро¬де, жизни человека. К сожалению, мы нарушаем этот принцип, создавая неправильным обучением дополнительные трудности, формируя этим отвращение к постоянному и жизненно необходимому учебному труду.
Присмотритесь хотя бы к такому факту. Животное не приобретает знаний впрок, обучается только по мере необходимости.
Жизнь потребовала нового приспособления — и животное очень бы¬стро, буквально за считанные попытки овладевает новым поведением. Оно инстинктивно приспособлено учиться, его мозг не перегружен, не набит, как у человека, ненужной информацией, мешающей видеть и понимать главное, быстро принять новое.
Человеку следует научиться только одному - рационально, быстро, экономно обучаться.
Умея это, все нужные знания он найдет и усвоит очень быстро, когда они понадобятся. В молодом возрасте ум должен получать общее разви¬тие, чтобы быть готовым к приобретению конкретных профессиональ¬ных знаний.
Философия, история, литература, языки и математика - для общего развития, педагогика - для воспитания и самовоспитания. Все остальные — профессиональные знания, которые должны усваи¬ваться и забываться по мере необходимости.

2. Для того чтобы иметь силы учиться интеллектуально, необходимо иметь силы поддерживать себя физически.

Отсутствие гармонии в интел¬лектуальном и физическом непременно сказывается на душевном со¬стоянии человека.
Утро. Делайте зарядку не только для тела, но и для мозга, лучше всего совместите упражнения.
Подпрыгивая и нагибаясь:
— как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до од¬ного;
— произнесите алфавит, придумывая на каждую букву трудное слово;
— выберите одну букву алфавита и произнесите 20 слов, начинаю¬щихся с нее, упражнение
постепенно усложняйте;
— как можно быстрее произнесите 20 мужских имен, нумеруя их;
— то же самое проделайте с женскими именами. Постепенно услож¬няйте, придумывайте новые
игры.
3. Начиная обучение, помните о своих биологических часах, не нару¬шайте их естественного хода.

Вы должны знать, когда ваша работоспособность максимальна, ког¬да идет спад умственной активности.
«Жаворонки» и «совы» должны иметь различные карты умственных занятий.
А если вы не относитесь ни к тем, ни к другим?
Словом, изучайте себя.
И составьте свою карту, максимально приспособленную к вашим зап¬росам и возможностям.

4. Ощутите преимущества цепочек прогрессирующих шагов. Капля воды долбит камень.

5. Если вы посмотрите на толстенный том науки и захотите одолеть все сразу за один присест, будете горько разочарованы и надолго потеряете вкус к учению.

Если вы умеете читать — это совсем не значит, что вы умеете учиться. Многих как раз и подводит это отождествление.
Ученье — не скорочтенье детективного романа.
Будьте терпеливы, правильно рассчитывайте силы, тщательно пла¬нируйте свою деятельность, неуклонно добивайтесь выполнения наме¬ченного.
Покажите характер, и успех вам обеспечен.

6. Учитесь, забывая.

Ваш мозг не должен быть корзиной для ненуж¬ных знаний, постарайтесь его вовремя очищать, фильтруя информацию. Чтобы забыть, следует записать.
Напишите длинный рассказ, сочинение на тему из прошлых знаний, от которых вы хотите избавиться. Излейте душу. Положите странички куда-нибудь подальше. Отныне вы будете помнить лишь то, что это у вас где-то записано.
Если не удастся с первого раза, повторите упражнение. Возможно, что информация не исчезнет, а еще сильнее застрянет в памяти - зна¬чит, когда-то она вас сильно взволновала. Придется прибегнуть к при¬ему «безразличия», т.е. устранения всех переживаний при повторном изложении ненужных вам данных воспоминаний.

7. Некоторые секреты учения нам полезно позаимствовать у животных.

Поражают темпы, они очень высокие. Человек учится медленнее. Что¬бы учиться быстрее:
- тренируйтесь. Как мускулы дрябнут без упражнений, так и мозг сдает без умственных усилий;
- создайте свою систему. Общие советы вам помогут очертить лишь ее контуры, остальное — ваше дело;
- применяйте внутренние стимулы. Когда человек говорит - не могу, это всегда означает лишь - не хочу. Единственное препятствие для человека — он сам.
8. Полезно знать:

если задуманное человеком к высказыванию при¬нять за 100%, то в словесную форму облекается только 90%, а высказы¬вается - 80%.
Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается 60, а запоминается не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторе¬ние сказанного в различных вариантах.


9. Усвоение системы требует логики, понимание ее - также чувств и эмоций.

Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к дей¬ствию. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, когда усва¬иваются поверхностно.
Качественное обучение - это такое обучение, в котором присутству¬ют чувство, мысль, мораль.
Не следует возбуждать уставший организм искусственными метода¬ми, злоупотреблять интересом к новой деятельности, занимательному сюжету или изложению.

10. Учитывайте физические нормы умственной активности, предусмат¬ривайте и планируйте ее спады и подъемы.
В учении придерживайтесь следующих простых правил:
- при изучении материала ищи смысл;
- минимизируй объем запоминаемого материала;
- избегай отвлечений на посторонние детали;
- отводи время для свободного воспроизведения;
- используй краткое содержание;
- используй метод повторного цитирования для самопроверки;
- делай перерывы в тренировке;
- начинай обучение по частям;
- тщательно изучи составляющие навыка;
-ищи хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык;
-ищи способы узнать результаты;
-концентрируй внимание на изучаемом материале.
11. Забывание выученного наиболее интенсивно идет сразу после обу¬чения, поэтому правильно выбирайте время и частоту повторений.

Повто¬рите 46 раз выученное стихотворение в первый после обучения день, 34 — во второй,
12 — в третий-четвертый и вы запомните его навсегда.
Обучение «лишь бы сдать» предполагает уровень первого безошибоч¬ного повторения, знание для себя.
Прочное запоминание подчиняется законам «сверхобучения», т.е. повторению и после того, когда первое безошибочное воспроизведение уже достигнуто.
Если вам нужно запомнить что-то навсегда, используйте «сверхобу¬чение».

12. Частота повторений должна соответствовать ходу «кривой забыва¬ния».

Наибольшее количество повторений нужно сразу после первично¬го усвоения знаний, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений постепенно снижается, но для важ¬ной информации долго не исчезает полностью.


13. Материал, который вам необходимо запомнить, организуйте в ко¬роткие ряды: то, что нам надо носить в себе, не должно быть слишком большим. Из подлежащих рядов запоминания исключайте все, что лег¬ко добавляется по законам организации ряда. Например, нужно запом¬нить цитату или изречение. Разбейте его на логически завершенные ча¬сти и запоминайте по частям. Выбросьте все, что вы можете достроить сами, опираясь на свой запас эрудиции, чувство слога и рифму.

14. Людей, у которых наглядно-образное мышление превалирует над абстрактно-логическим, не так уж много — 21%. У большинства равномер¬но развито то и другое.

Вам полезно и на этот счет проверить себя. Суще¬ствует много популярных тестов, и вы без труда выберете нужный. Вы¬воды? Они будут зависеть от того, к чему вы стремитесь. Но подбирать содержание обучения, которое может быть упаковано в различную фор¬му, все-таки придется.
Для абстрактно-логического типа больше подойдет строгое изложе¬ние в структурах, формулах, графиках, а наглядно-образное мышление, конечно же, предпочтет живой рассказ, аналогии, притчи, аллегории, сравнения.

15. К. Паустовский приводит один мнемонический прием, которым пользовался его школьный учитель географии. «Он писал на доске боль¬шую букву А. В правом углу вписывал в это А второе А, поменьше, в него третье, в третье - четвертое. Тогда учитель говорил: «Запомните: это Азия, в Азии — Аравия, в Аравии город Аден, а в Адене сидит анг¬личанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь». Ищите мнемотехнические подсказки, их много.
Изобретайте сами, используйте и побеждайте. Пользуйтесь мнемотехническими приемами для облегчения запоми¬нания. Вам помогут как созданные для учебных целей специальные при¬емы, так и те, которые изобретете вы сами и будете использовать по од¬ной только вам известной схеме. Мнемотехнический прием - это «за¬цепка» для памяти, вспомнив ее, вы, по ассоциации, вспомните и все остальное.
Неувядаемая бессмыслица «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает запомнить чередование цветов в спектре.
Разрабатывая собственные мнемонические приемы:
- несвязный материал переводите в осмысленную связную инфор¬мацию;
- используйте образное расположение материала по местам, напри¬мер, привязывайте его к
маршруту по собственному дому или по окрестностям с ориентирами;
- применяйте метод ключевых слов - вместо маршрута помещайте в память список ключевых
слов (кекс, ботинок, дерево и т.п.);
- применяйте при этом: а) прочитайте текст; б) сформулируйте вопросы по материалу; в) тщательно об¬думайте, что означает прочитанное; г) воспроизведите по памяти материал насколько можно полностью; д) расставьте ориентиры и запомните их.


16. Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь».

Установлено, что в среднем человек запоминает '/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-про-центное усвоение.

17. «Мы три орудия имеем к учености: разум, память и старание.
Разум изощряется упражнением. Память умножается от прилежания. Приле¬жание развивай сам и не ленись. Читаешь ли ты что-нибудь сам или слу¬шаешь, делай то со вниманием: не дол жен ты бродить мыслями своими, старайся оные собрать вместе и рассуждать о касающемся тебя. О чем не знаешь, не стыдись спрашивать у других, не стыдись от всякого челове¬ка научиться, ибо самые великие мужи сего не стыдились. Стыдись луч¬ше не знать или не хотеть учиться...» (Эразм Роттердамский).
Для лучшего запоминания прочитанного чередуйте чтение с припо¬минанием для себя, а затем и с пересказом прочитанного. Причем и за¬учивать, и повторять текст — прозу или стихи — следует не по частям, а полностью. Хорошо заниматься повторениями на ночь перед сном, а также с утра, на свежую голову.

18. Легкие виды умственной работы чередуйте с трудными.
Начинайте всегда с более трудных заданий, одолев которые следует приступать к легким. Вам будет приятно осознавать, что самая трудная часть работы уже выполнена.

19. Вот испытанный метод правильной организации учебного труда.

Ус¬тановите очередность дел, которые необходимо выполнить. Разделите их на три группы, например, А, Б и В, по степени важности. А потом принимайтесь выполнять их по системе, шутливо названной «швейцар¬ский сыр». Система советует делать «дырки», т.е. вырезать площадь, про¬порциональную важности сделанного. Естественно, важные дела груп¬пы «А» следует начинать первыми, «дырки», ими оставленные после выполнения, будут наибольшими.
А в группе «В» накапливаются мелкие дела, и, чтобы их выполнить, понадобятся считанные минуты. Так вы научитесь настойчивости и тер¬пению, умению все делать вовремя и ничего не откладывать.

20. Учащимся нужно знать, как выполнять домашние упражнения.

На¬чинайте выполнять их только тогда, когда вам понятны все условия и требования. Задания, как известно, бывают тренировочные и конт¬рольные. Выполняя первые, положите перед собой листочек с подсказ¬ками: площадь круга, длина окружности и т.п. Не допускайте вписыва¬ния неправильных ответов, они могут «зацепиться» в памяти и вы по¬стоянно будете ошибаться. Чем ближе к концу обучения, тем меньше следует опираться на записи; используйте последние только для подстра¬ховки, когда правильный ответ уже записан.

 

21. Каждый может составить для себя подсказки в виде стихов и распе¬вать их на популярные мелодии.
Попробуем?
Алюминий, феррум, хром, их валентность равна трем. Фенолфталеино¬вый - в щелочах малиновый. Химик, запомни как оду: лей кислоту в воду!
Для запоминания числа «пи» с точностью до 12 знака: «Это я знаю и помню прекрасно, «пи» многие знаки мне лишни, напрасны». Поставь¬те вместо каждого слова число букв в нем, например «это» будет 3 и т.д.

22. Помните, что в первые 6 часов после обучения происходит забыва¬ние почти 70% информации.

Если информацию надо запомнить надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

23. Для учебного труда никак не подходит принцип «пришел, увидел, победил», зато очень подходит желание делать дело «с толком, с чувством, с расстановкой», не спеша, обстоятельно.

Входите в процесс умственной работы постепенно, настроившись на приятные ожидания удовольствия. Положительный настрой значит очень много. Если вы внушите себе, что вас ожидает трудная и скучная работа, вы вряд ли сумеете выполнить ее хорошо. Знайте, нет ничего приятнее того, что вы намерены делать.

24. Сформируйте у себя положительную установку на неинтересную ра¬боту — и половина ее уже сделана.

Вы наперед знаете, что дело нудное, еще не начали, а уже не интересно. Выхода нет, нужно сделать нелюби¬мое интересным, т.е. переменить к нему внутреннее отношение (уста¬новку). Скажите себе:
- дело нудное, но работа-то интересная;
- чем неинтереснее работа, тем прилежнее я буду ее выполнять!
- мне неинтересно потому, что работаю я рассеянно и без прилежа¬ния, больше такого не будет;
- разве все люди выполняют только интересную работу? И я научусь делать то, что необходимо;
- если я научусь заниматься неинтересным делом, мне не страшно ничего в жизни.

25. Наше восприятие зависит от объема информации, т.е. количества одновременно воспринимаемых объектов.

Опытным путем установлено, что человек воспринимает не более 8 (7 ± 2) не связанных друг с другом по смыслу объектов (букв, цифр, слогов, слои, рисунков). Натрениро¬ванное восприятие может существенно отодвинуть эту границу. Трени¬руйтесь.
Попробуйте с одного прочтения воспроизвести предложения различ¬ного размера. Постепенно усложняйте задания.